Новости

18.08.2011

   18 июля подписаны три федеральных закона, предусматривающих внесение изменений в Градостроительный кодекс. Вносимые поправки касаются вопросов реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, выдачи разрешения на строительство (см. изменения в соответствующие статьи ГрК в режиме правки).
1. Федеральные законы от 18.07.2011 № 215-ФЗ и № 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируют вопросы, связанные с осуществлением реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Впервые в базовом законе о градостроительной деятельности введено понятие «капитальный ремонт». До этого понятие «капитальный ремонт» содержалось в отдельных специальных законах и различалось по содержанию, что вызывало трудности в правоприменительной практике, в том числе при разграничении понятий «капитальный ремонт» и «реконструкция». Понятие «капитальный ремонт», содержащееся в пункте 14.2 статьи 1 Кодекса, содержит исчерпывающий перечень частей (элементов) здания, строения, сооружения, а также инженерной инфраструктуры, являющихся объектами проведения капитального ремонта. Капитальный ремонт проводится в отношении:
- отдельных элементов несущих строительных конструкций;
- строительных конструкций и их элементов, не являющихся несущими строительными конструкциями;
- систем инженерно-технического обеспечения;
- сетей инженерно-технического обеспечения.

   Вторым квалифицирующим признаком капитального ремонта является характер работ, проводимых в отношении объекта капитального строительства, а именно замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов. При этом при строительстве – это создание зданий, строений, сооружений, при реконструкции – изменение параметров здания или его частей, а именно - надстройка, перестройка, расширение, а также замена и восстановление несущих строительных конструкций.
   Таким образом, по сравнению с ранее действующим законодательством, из работ, выполняемых при капитальном ремонте исключены работы, затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства. Эти работы могут выполняться только при строительстве и реконструкции. Именно это обстоятельство послужило основанием для упрощения административных процедур при проведении капитального ремонта. Теперь, в соответствии с Федеральном законом от 18.07.2011 № 243-ФЗ, при капитальном ремонте:
1) требуется заполнение только отдельных разделов проектной документации (ч. 1 статьи 48);
2) не проводится государственная экспертиза разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования (ч. 3 статьи 49);
3) не проводится государственный строительный надзор (ч. 1 статьи 54), и соответственно, в его рамках государственный пожарный надзор, государственный санитарно - эпидемиологический надзор, государственный экологический надзор;
3) не требуется получение разрешения на строительство (ч. 17 статьи 51);
4) не требуется получение разрешения на ввод объектов в эксплуатацию
(ч. 1 статьи 55);
5) не проводится государственная экологическая экспертиза проектной документации федерального и регионального уровней (части 1 статей 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

   При этом указанные изменения в регулировании капитального ремонта никак не отражаются на вопросах выдачи свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Как и прежде, виды работ, перечисленные в приказе Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, проводимые при капитальном ремонте, требуют получения свидетельства о допуске.
   Одновременно расширен объем работ, выполняемых при реконструкции. Теперь к реконструкции относятся работы по расширению объектов капитального строительства. К реконструкции помимо надстройки, перестройки, расширения объектов капитального строительства, относится также замене и (или) восстановление несущих строительных конструкций. Административные процедуры, необходимые для проведения реконструкции (получение разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию и т. д.), остались прежними.
   В статью 1 Кодекса вносятся также понятия «реконструкция линейных объектов» и «капитальный ремонт линейных объектов».

2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует вопросы, связанные с выдачей разрешения на строительство. В части 5 статьи 51 устанавливается компетенция органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченной организации по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию отдельных объектов капитального строительства, таких как объекты капитального строительства на земельном участке, расположенном в границах особой экономической зоны, объектов капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр, объектов использования атомной энергии и др.
   Разрешение на строительство, реконструкцию на остальные объекты капитального строительства, не указанные в части 5 статьи 51, выдается:
- уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на территории двух и более муниципальных образований;
- органом местного самоуправления в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.

   Указанный закон вводит подробную регламентацию вопросов досрочного прекращения действия разрешения на строительство. Ранее данный вопрос не был урегулирован, что создавало трудности в правоприменительной практике в случаях, когда застройщик утрачивал права на земельный участок по основаниям, предусмотренным земельным законодательством.
   Кроме того, законом регламентируется порядок внесения изменений в разрешение на строительство в случае изменения правообладателя земельного участка.

НОСТРОЙ