Поставщикам государства запретят сбивать цену больше, чем на 25 процентов.
До конца августа минэкономразвития представит на суд общественности проект закона о Федеральной контрактной системе (ФКС), которая должна сменить действующую систему госзакупок. "Лакировать" дальше закон (94-ФЗ) невозможно, считает замминистра экономического развития Алексей Лихачев.
Она должна задать новую систему координат для закупок в научной сфере. Весной этого года ученые направили письмо президенту, под которым подписались три тысячи человек. В нем они критиковали систему госзакупок.
В проекте закона будет учтена, одна из главных проблем, с которой сегодня сталкиваются исследователи: демпинг, рассказывает директор департамента развития ФКС минэкономразвития Ольга Анчишкина. Сегодня самым существенным фактором при определении победителя является цена. Ее "вес" среди прочих критериев превышает 50 процентов. Но дешевое - не значит хорошее. А от некачественных препаратов и оборудования часто зависят результаты экспериментов и самих научных работ. Но на конкурсах часто выигрывают как раз те поставщики, которые сбивают цену. Скидки доходят до 50-60 процентов. То есть побеждают те, кто демпингует. В законопроекте демпингу посвящена статья, говорит Анчишкина. Если стоимость контракта упала более, чем на 25 процентов от первоначальной, надо будет объяснить и обосновать структуру цены.
Будет учтено и пожелание по предквалификации поставщиков, на котором давно настаивают заказчики. Это позволит отсеивать недобросовестных поставщиков еще на начальном этапе. Появится возможность проводить так называемые конкурсы с ограниченным участием, которым и будет предшествовать процедура предквалификационного отбора поставщиков. Ученые новацию одобряют. Тем более, как правило, они хорошо знают работающих на рынке и поставщиков оборудования, и разных реактивов.
Еще одна новация законопроекта - так называемые зонтичные контракты на научные исследования. Они дадут возможность госструктурам заключать контракты по разработкам сразу с несколькими исследовательскими коллективами. Например, представляющие разные научные школы, поясняет Анчишкина. Но важно, чтобы можно было заключить контракт с отдельной научной группой, а не с крупной организацией, например, с институтом или академией, замечают ученые. Даже в одном институте может быть несколько конкурирующих научных групп, замечает научный сотрудник Физического института имени Лебедева Евгений Онищенко. И надо, чтобы одна организация имела право представлять на конкурсе сразу несколько групп, говорит он. Но при этом надо сделать максимально понятными и прозрачными процедуры формирования темы и отбора победителей, добавляет Дмитрий Чудаков из Института биоорганической химии РАН. Кроме того, в проекте закона будет предусматриваться переход неизрасходованных бюджетных средств по конкретным проектам, рассказал Лихачев. Сейчас бюджетные учреждения, не успев израсходовать деньги, нередко объявляют конкурсы в конце года и выставляют в них требования в течение нескольких недель представить научные открытия мирового уровня.
Российская газета