Новости

18.02.2013
Президент России Владимир Путин предложил ввести лицензирование организаций проектировщиков опасных промышленных объектов, поскольку они несут свою часть ответственности за их деятельность.
Это предложение прозвучало на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, которое состоялась 13 февраля в Ново-Огарево. Президент заявил, что сейчас действуют «явно устаревшие нормы прошлого века». По его словам, необходимо создать надежный прозрачный механизм обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.
Глава государства призвал также обратить внимание, во-первых, на создание надежного и прозрачного механизма обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Во-вторых, на то, что правовая база в области промышленной безопасности не должна противоречить нормам законодательства, регулирующего деятельность ТЭК. В-третьих, следует сформировать четкие признаки и критерии опасных производственных объектов, разделить их по классам. И, наконец, в-четвертых, установление жесткой ответственности, как руководителей предприятий, так и проектных организаций и экспертов
«Сейчас нужно на порядок повысить уровень юридической и корпоративной ответственности проектных и экспертных организаций, следует с особой тщательностью продумать вопрос об их лицензировании, выстроить прозрачную систему требований и контроля за их деятельностью», - сказал Путин. При этом он добавил, что не следует создавать излишние административные барьеры. «Мы с вами постоянно боремся и ликвидируем избыточные административные барьеры, нам не нужно создавать дополнительных, ненужных, но нельзя и упустить то, что государство должно контролировать», - резюмировал Президент. Затем он предоставил слово руководителю Ростехнадзора Николаю Кутьину.
Что интересно, только Президент высказал свои пожелания, как глава ведомства в своем докладе отрапортовал, что Ростехнадзор их уже решает. В частности, Кутьин сказал, что наиболее серьезные новации предусмотрены в проекте федерального закона о внесении изменений в Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Данный закон в прошлом году принят в первом чтении, сейчас подготовлен ко второму. 15 февраля документ был одобрен на заседании профильного комитета Государственной думы.
Проектом закона вводятся уточненные критерии идентификации опасных производственных объектов. Из их числа будут исключены непроизводственные объекты и объекты, безопасность которых обеспечивается иными формами регулирования. При этом объекты будут разделены на четыре класса опасности с учетом степени риска возникновения аварий, масштабов их возможных последствий. Предлагаемая классификация гармонизирована с подходами Европейского союза.
В целях снижения рисков техногенных аварий и одновременного исключения избыточных требований дифференцированы методы обеспечения промышленной безопасности по классам опасных производственных объектов. Прежде всего, такая мера – это как режим надзорной деятельности. В отношении опасных производственных объектов первого класса опасности (и я здесь сразу дам справку: у нас на сегодняшний день около 290 тысяч объектов, в первом классе окажется около тысячи, по экспертным оценкам, это может быть даже чуть ниже) плановые проверки таких организаций будут осуществляться на основании режима постоянного надзора.
Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов второго класса опасности, а таких, по экспертным оценкам, будет чуть больше 20 тысяч объектов (где-то 10 процентов от сегодняшнего числа) будут производиться не чаще одного раза в год; третьего класса опасности – одного раза в три года; а в отношении опасных производственных объектов четвертого класса проверки органам надзора в области промышленной безопасности планироваться не будут, и будут осуществляться по необходимости с представлением прокуратуры или иных органов власти.
Информация по результатам текущего состояния промышленной безопасности, в том числе по данным производственного контроля и проверок, будет собираться преимущественно в электронной форме. Благодаря этому будет создан тот непрерывный контроль, который позволит, не требуя лишних бумаг от предприятий, обеспечить приемлемый уровень промышленной безопасности.
Исключаются барьеры для модернизации основных фондов и внедрения инновационных технологий. Создается правовой режим, при котором проектировщик строящегося или реконструирующегося опасного производственного объекта сможет заложить индивидуальные для конкретного объекта требования по его безопасной эксплуатации, обосновав их с помощью анализа риска аварии.
Предметом проверок в таком случае станет соблюдение эксплуатирующей организацией разработанного проектировщиком, имеющим положительное заключение экспертизы обоснования безопасности.
Также ведомство предлагает отказаться от коррупционноемкой функции Ростехнадзора по утверждению и заключению экспертизы промышленной безопасности, при этом возложив всю полноту ответственности за качество экспертиз, вплоть до уголовной, на экспертов. Соответствующий проект также внесен в Государственную думу. Данная функция может полностью выполняться в рамках лицензирования экспертных организаций, и исключение двойного контроля пойдет только на пользу, заявил Кутьин.
Разработана также информационная подсистема комплексной системы информатизации Ростехнадзора СПК-мониторинг, позволяющая оптимизировать порядок предоставления сведений, получаемых от эксплуатирующих организаций, и также их составы. Сейчас пробное опробование такой системы происходит вместе с организациями «РусГидро» и ФСК. Подсистема обеспечит сбор, хранение и автоматизированную обработку информации, поступающей от служб производственного контроля эксплуатирующих организаций, в том числе о состоянии основных производственных фондов.
Таким образом, создается информационная основа для применения обоснованных, адекватных и современных мер регулирующего воздействия в отношении хозяйствующих субъектов с целью предупреждения возникновения рисков аварий и стимулирования применения инноваций в производственных процессах.
В целом в течение 2013 года Ростехнадзор совместно с бизнесом рассчитывают завершить формирование нормативной базы и информационно-технологических решений для новой системы регулирования, пройти переходный период, связанный с необходимостью адаптации бизнеса, в том числе с необходимостью идентификации ОПО по четырем классам опасности.
В заключение своего выступления руководитель Ростехнадзора сказал: «Уважаемый Владимир Владимирович, прошу обратить внимание на отдельную любовь должностных лиц на свой лад трактовать законы и создавать искусственные барьеры. Поэтому необходимо с учетом изменений, вносимых в Закон о промышленной безопасности, дать поручение ещё раз рассмотреть необходимость внесения соответствующих уточнений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, окончательно закрепив рискориентированные методы обоснования безопасности проектирования и строительства ОПО. И сделать это надо до конца текущего года.
Уверен, что реализация разработанных новаций позволит сформировать сбалансированную систему регулирования, соответствующую перспективным требованиям и задачам, учитывающую интересы всех сторон социального партнерства», - констатировал Николай Кутьин.
Николай Жердяев

По материалам http://www.all-sro.ru